Донской экспорт зерна сел на мель

Фильтры

Регион

Новости

Донской экспорт зерна сел на мель

Из-за закрытия Турцией беспошлинного ввоза российских зерновых и подсолнечного масла, по прогнозам экспертов, сильнее всего пострадает Ростовская область.

Донские мелководные порты в большой степени ориентированы на эту страну.

На прошлой неделе Турция перестала принимать российский экспорт зерна и подсолнечного масла. Часть экспертов считает, что политические проблемы скоро утрясутся, другие прогнозируют, что это затянется надолго. В последнем случае Ростовская область понесет потери из-за того, что зерно повезут в глубоководные порты Краснодарского края, чтобы отправить экспорт в более удаленные страны.

С 15 марта Турция остановила выдачу лицензий на беспошлинный ввоз российских пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и масла. Тогда российские эксперты предположили, что на ввоз этих продуктов может начать действовать пошлина 130%, что означает фактическую остановку поставок. Глава Ассамблеи экспортеров Турции Мехмет Бюйукэкши дал понять, что Анкара пошла на введение пошлин по требованию местных экспортеров томатов и некоторых других овощей и фруктов, недовольных тем, что их не пускают в Россию.

По словам местных экспертов, с реализацией старого урожая пшеницы проблем не возникнет.

— Все это неприятно, но не смертельно, — заявил N гендиректор агрохолдинга «Урал-Дон» Александр Ярошенко. — Конечно, цены на пшеницу просядут, но остатки старого урожая небольшие. Наша компания, например, уже все продала. Главный вопрос: что будет с новым урожаем?

Российские власти уверяют, что Россия сможет найти другие страны-покупатели.

— Учитывая лидирующие позиции России на мировом зерновом рынке и качество российской сельхозпродукции, уверен, что мы в короткие сроки сможем переориентировать поставки российской сельхозпродукции в другие регионы мира, — заявил министр сельского хозяйства России Александр Ткачев.

По сообщениям «Газеты.Ru», он также пообещал, что Россия продолжит поддерживать своих производителей и экспортеров.

Однако донской эксперт поставил под сомнение оптимизм высказывания министра и бывшего губернатора Краснодарского края.

— В Ростовской области мелководные порты, поэтому на Турцию приходится 60–70% сельскохозяйственного экспорта, — прокомментировал руководитель крупного агрохолдинга, пожелавший остаться неназванным. — Порты Краснодарского края преимущест­венно глубоководные, поэтому основные поставки оттуда идут в Египет. Потеря Турции, на которую приходится примерно 20–30% экспорта, для Кубани не критична, напротив, даже выгодна. В Тамани сейчас строится глубоководный причал. Немногие малые суда смогут пойти в Египет, поэтому глубоководные порты начнут получать сверхприбыли из-за роста заказов.

Кстати, на прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба признала, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» устанавливало монопольно высокие цены на услуги по перевалке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в порту Новороссийск.

По словам эксперта N, потери будет нести именно Ростовская область.

— Экспортеры потеряют на изменении логистики и на ценовом дисконте: всего около $ 10 на тонне, при настоящей цене $ 150–160 — это 6–7% валовой выручки, — пояснил эксперт. — Надеемся, что политический кризис не затянется. Иначе непонятно, куда продавать новый урожай зерновых, который в Ростовской области планируется на уровне 9 млн т, из которых около 7 млн т — это пшеница. Соответственно, в Турцию должно было идти около 4 млн т пшеницы.

По его мнению, снять с региона негатив мог бы губернатор, лоббируя интересы области на федеральном уровне.

Вадим Саркисов, директор ростовского ТД «РИФ», крупнейшего в России экспортера зерновых, не драматизирует ситуацию, хотя считает, что Турция будет закрыта надолго.

— В 2016 году около 10–11% наших поставок приходилось на Турцию, — рассказал Вадим Саркисов. — Турция закупала много гороха, кукурузы, не говоря уже о пшенице. Сейчас мы заняты поиском других стран-партнеров.

По его мнению, цены на пшеницу в ближайшее время немного просядут, но не только из-за закрытия экспорта зерновых в Турцию.

— На цену влияет много факторов, в том числе и хороший урожай прошлого года, довольно большие запасы, падение курса доллара, — пояснил эксперт.

Вадим Саркисов согласился с тем, что у мелководных портов Ростовской области могут возникнуть проблемы с поставками.

— Наш холдинг до 70% экспорта отправлял через глубоководные порты, а около 30% — через мелководные, — сообщил он. — У нас есть в Азове крупный порт с элеватором на 108 тыс. т единовременного хранения. Будем думать, куда направлять суда «река — море». 

Источник: gorodn.ru

Также в разделе

Комментарии (0)