Главной надеждой сибирских аграриев становится экспорт в Юго-Восточную Азию

25 ноября 2011, 10:05
В Барнауле прошла VI Международная конференция "Зерновая Сибирь", темами которой стали низкие цены на готовую продукцию, огромные транспортные издержки и другие проблемы сельхозпроизводителей.

То, что мировое производство зерна продолжает расти, крайне негативно сказывается на сибирских аграриях. Выросшая конкуренция со стороны фермеров Украины и Казахстана, а также большие транспортные расходы, из-за которых везти сибирскую пшеницу в центральные области России трейдерам невыгодно, угрожают сельхозпроизводителям серьезным кризисом.

В этом году для сибирских аграриев установлен коэффициент 0,5 на перевозку и зерна и продуктов ее переработки на расстояние свыше тысячи километров. Однако, по мнению алтайских крестьян, этого уже недостаточно. Президент краевого Союза зернопереработчиков Виктор Фоминых убежден, что коэффициент нужно уменьшить до 0,3 и действовать он должен с первого километра перевозки.

В 2011 году, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), зерновой профицит Сибири составит 5,5 миллиона тонн. Большую часть этих излишков девать, по сути дела, некуда - в последние годы рынок зерна в СФО сужается. Ведь практически все регионы научились собирать неплохие урожаи и вышли на уровень самообеспечения, а Красноярский край с его урожайностью в 26 центнеров с гектара и вовсе стал основным поставщиком зерна для соседей. Усиливается и давление со стороны Казах-стана. В этом сезоне республика может вывезти порядка десяти миллионов тонн зерна. И, скорее всего, значительная доля этой дешевой продукции осядет в России.

- В таких жестких условиях стратегическим направлением для реализации сибирского зерна становится Юго-Восточная Азия, - полагает президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) Павел Скурихин. - Есть перспектива поставок в Японию - правда, в силу специфических требований к качеству зерна в этой стране, экспорт туда - скорее, дело будущего. Но в Юго-Восточной Азии есть и менее требовательные рынки: Вьетнам, Тайвань, Таиланд, Северная Корея. Они уже сегодня готовы принимать наше зерно.

Что касается южного направления, то, по мнению Скурихина, продукция сибиряков не будет востребована по нескольким причинам. К большому потоку дополнительных вагонов не готова транспортная инфраструктура. На это накладывается неравная конкуренция с другими крупными поставщиками, которые, в отличие от сибиряков, имеют низкую себестоимость продукции - речь идет о Краснодарском и Ставропольском краях, Поволжье и Ростовской области.

Сибирские зернопроизводители готовы к существенному увеличению экспорта к 2020 году. Но это возможно лишь при условии снятия всех существующих инфраструктурных ограничений. Необходимы комплексные меры, включающие развитие дорог, перевалочной базы, формирование прозрачной и гибкой тарифной политики, в том числе - установление льгот на перевозку зерна. Общеизвестно, что уровень транспортных и других логистических расходов в России, по сравнению с государствами, считающимися основными зерновыми экспортерами, превышен в несколько раз.

- Мы возлагаем большие наде-жды на ведомственную программу минсельхоза России "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка", которая станет составной частью государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года. Документ предусматривает строительство значительного количества новых элеваторов и зернохранилищ, включая портовые. Еще один важный фактор наращивания экспортного потенциала - организация адресного производства качественной зерновой продукции под конкретного потребителя. На Дальнем Востоке нужен крупный терминал, а льготный тариф на железнодорожные перевозки необходимо установить не на один год, а не менее чем на пять лет. Все это обеспечит возврат азиатских инвесторов в проект "дальневосточного коридора". Конечно, какие-то деньги в этом случае недополучит ОАО "РЖД", но в конечном итоге это будет компенсировано объемом перевозок зерна на экспорт. Начав с относительно небольших поставок, за пять-шесть лет мы сможем довести ежегодный объем перевозок до нескольких миллионов тонн, - прогнозирует президент НСЗ.

Сложностей хватает и у сибирских мукомолов. Пожалуй, главные из них - высокая конкуренция на мировом рынке и все те же непомерные транспортные расходы. Перегрет и внутренний рынок. К примеру, алтайская мука сейчас оказывается практически не нужной в СФО. Это раньше Алтайский край снабжал ею Кемеровскую область, а теперь кузбассовцы, вложившие немало средств в модернизацию сельского хозяйства, обходятся своими силами. К тому же во всей России цены на муку снижаются. По данным ИКАР, мукомолы европейской части страны уже сегодня работают с нулевой рентабельностью.

Аналогичная ситуация скоро сложится и в Сибири. Тогда у местных переработчиков останется два "безвыходных выхода": либо повышать цены на свою продукцию (к чему не готов потребитель), либо снижать закупочные цены на зерно (которые снижать уже некуда).

Впрочем, есть и позитивные изменения. Так, в сентябре этого года в индонезийские порты Джакарта, Белаван и Панджанг поступила первая партия алтайской муки (400 тонн) с крупного предприятия в Алейске, входящего в объединенную экспортную компанию "Алтайские мельницы", которая заключила контракт с индонезийской компанией "Глобал Агри Седжахтера". Пока это беспрецедентная отгрузка российской муки на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще один шанс - развитие глубокой переработки зерна с его химическим расщеплением и получением широкой гаммы продуктов, импортируемых нашей страной, и востребованной в пищевой, кондитерской, фармацевтической, микробиологической отраслях, в животноводстве и энергетике.

- Сегодня в мире 48 процентов зерна расходуется на продовольственные цели, 35 - на кормовые и 18 - на биотехнологии. И эта третья составляющая использования зерна динамично растет. На Западе глубина переработки давно перешагнула 90-процентный рубеж. Там никто не кормит скотину дробленкой, - подчеркивает председатель совета директоров Сибирского зернового союза Александр Бедарев. - Что в Сибири имеется для глубокой переработки? У нас есть множество зерноперерабатывающих предприятий, среди которых царит высокая конкуренция. Она ужесточается с каждым годом и доводит эти предприятия до финансового истощения. Их рентабельность сегодня находится на уровне одного-трех процентов, а износ основных фондов превышает 75 процентов. Поэтому глубокая переработка - не только шанс селу, но и выход из уже критической ситуации для зерноперерабатывающей отрасли. Но для этого требуется государственная программа поддержки бизнеса, образующего для страны новую, по сути дела, отрасль. В частности, нужны гарантии сбыта и защиты от импорта на первых порах, система страхования рисков и финансирование проектов, может быть, даже на условиях государственно-частного партнерства, - считает Бедарев.
Источник: rg.ru

Также в разделе:

Донской экспорт зерна сел на мель...

Россельхозбанк оказывает поддержку инновационному агропроизводству на Дону...

В Ростове не выпустили на экспорт зараженное зерно...

Донскую пшеницу покупают в 86 странах мира...

Кубанского зернотрейдера обвинили в крупной неуплате налогов...

Донской регион в уходящем году стал лучшим в России по сбору урожая зерна...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Донской экспорт зерна сел на мель
28 марта 2017, 11:15
Из-за закрытия Турцией беспошлинного ввоза российских зерновых и подсолнечного масла, по прогнозам экспертов, сильнее всего пострадает Ростовская область. Донские мелководные порты в большой степени ориентированы на эту страну. На прошлой неделе Турция перестала принимать российский...
Перспективными для российского зерна являются рынки Азии и Латинской Америки
28 марта 2017, 11:07
Минсельхоз и Россельхознадзор на фоне скандала с Турцией из-за поставок зерна и другой сельхозпродукции предпринимают «значительные усилия» для увеличения экспорта не только в традиционные страны-импортеры, но и на новые перспективные рынки сбыта, передает «Интерфакс» со...
Пошлина на российское зерно: «Турция наказала сама себя»
28 марта 2017, 10:51
Анкара ввела заградительную пошлину в 130% на российскую пшеницу. Для какой из сторон эта мера болезненней, и как, несмотря на эмбарго, в Россию ввозят турецкие помидоры? Турция ввела ограничение на российское зерно, чтобы повлиять на открытие рынка России для турецких овощей и фруктов....


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: